"Солнце в ладонях, ветер в груди! "Незнайка" шагает всегда впереди!"

Коллективное творчество дошкольников по изобразительной деятельности

Одной из форм проведения организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников в детском саду являются коллективные творческие работы детей, итогом которых становятся общие картины, композиции, панно.

В процессе выполнения коллективных работ осуществляется эстетическое воспитание детей,  вырабатываются следующие навыки:

— договариваться  о совместной   работе, ее содержании;

— работать сообща, уступать друг другу, помогать, подсказывать;

— планировать свою деятельность,  определять последовательность, композицию, дополнять работу интересными деталями;

— радоваться успехам своим и общей работы.

Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться  друг с другом и воспитателем. К взрослому обращаются тогда, когда не могут договориться самостоятельно.

Коллективные работы создаются детьми  (начиная с младшего возраста) по рисованию, лепке, аппликации.    Эти работы используются для оформления выставок,  холла, приемной группы,  зала  к праздникам.

Дети младшего возраста изображают и лепят  одинаковые предметы (цветы, грибы, птиц), при соединении  всех работ вместе  в конце образовательной деятельности  получаются картины  или хороводы.

Дети более старшего возраста выполняют задания на одном листе (рисуют, вырезают детали  и предметы (деревья, цветы,  транспорт и пр.), а затем дополняют  рисунок (аппликацию) интересными деталями  по собственному желанию и получаются целые композиции «Улицы города», «Герои сказок».

Дети могут выполнять задания вдвоем – втроем на одном листе.

Творческий процесс по созданию одной общей работы очень увлекает детей, вызывает восторг, на глазах детей рождается большая картина. Особое   удовлетворение им доставляет  общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, чем индивидуальная работа. Дети понимают, что все вместе они могут получить  более значительное  изображение, чем  каждый в отдельности.  Дети осознают свою значимость, имеют возможность реализовать  свои замыслы и передать их в творчестве.  По завершении работы дети испытывают радостные чувства, что объединяет их.

Педагог при этом не руководит деятельностью детей, а находится рядом, является помощником детей, подсказывает, как  более просто,  нарисовать или вырезать те  или иные детали, если дети затрудняются.

Особенностью изобразительной деятельности, отличающей ее от других видов художественного творчества детей является то, что  результат не исчезает  в момент прекращения ребенком действий по созданию  изображения, как это происходит  в музыкальной, театральной  и других видах творчества. Созданное детьми изображение остается, его можно рассматривать, оценивать, сравнивать, дополнять.

Одними из наших коллективных работ   были: «Поезд для друзей» (аппликация в подготовительных  группах), «Корзинка с грибами в подарок для ежика» (аппликация в средней  группе), «Букет с осенними листьями и цветами», «Транспорт на улицах города» (аппликация в старших  группах), «Яркие зонтики» (аппликация в старшей группе), «Русское поместье», сказка «Репка» (лепка в подготовительной группе), «Россия – родина моя»  (аппликация и  конструирование в подготовительной группе), «Золотая осень» (рисование в  подготовительной группе)  и многие другие.

Воспитатель по изобразительной деятельности Горшкова И.А.