"Солнце в ладонях, ветер в груди! "Незнайка" шагает всегда впереди!"

Положение портфолио педагогических работников

Общие положения

1.1.  Настоящее положение  определяет  требования к  Портфолио  воспитателя ДОУ  как  способу фиксации  и  предъявления различных  материалов  и  документов  и  иных  свидетельств достижений  педагогической  деятельности работника;  порядок  экспертной оценки  достижений  педагога.

1.2.  Настоящее положение  разработано  на  основе  Положения о  порядке  аттестации педагогических  и  руководящих работников  государственных  и  муниципальных  образовательных  учреждений, утвержденного  приказом  Министерства образования  РФ  от  26.06.00.  №1908;  Временных требований  по  оценке квалификации  и  уровня профессиональной  компетентности  при  присвоении  квалификационной  категории руководителям,  специалистам  (педагогическим  работникам) (приложение  к  письму Минобразования  РФ  от  29.03.2001г  №  20-52-1350/  20-5); Разъяснений  по  применению  Положения о  порядке  аттестации (приложение  к  письму Минобразования  России  и  Профсоюза  работников народного  образования  и  науки  РФ  от  07.02.2003 №  03-8ин/22-03/11.

Предназначение  портфолио

2.1. Портфолио – инструмент оценивания профессиональной компетентности и эффективности профессиональной деятельности, а также самооценки профессиональной деятельности педагога

2.2. Портфолио представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются материалы на бумажном носителе (распечатки, ксерокопии, в том числе с пометками автора, и рукописные материалы).

2.3.Портфолио позволяет учитывать многообразные достижения, фиксировать промежуточные и конечные результаты в самых разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной.

2.4. Портфолио является современной эффективной формой оценивания и помогает решать важные задачи: поддерживать высокий уровень мотивации; поощрять активность и самостоятельность; расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности.

2.5. Основными подходами  к  разработке и  ведению  Портфолио являются:

2.5.1.  Компетентностный  подход (оценка  по  результатам реализации  педагогом  основных профессиональных  функций  и  компетенций);

2.5.2.  Деятельностный  подход (оценка  по  выполнению основных  видов  деятельности: воспитательно-образовательной,  конструктивной  и  оценочной,  здоровьесберегающей  и  здоровьеформирующей,  учебно-методической,  инновационной,  социально-педагогической);

2.5.3.  Системный подход  (оценка  уровня совокупности  профессиональных  достижений: структурный  анализ,  способствующий  выявлению  системообразующих  связей  и  отношений,  определению внутренней  организации  Портфолио педагога;  функциональный  анализ, позволяющий  раскрыть  функции Портфолио  в  целом  и  отдельных его  компонентов).

2.6. Основными принципами  формирования  и  ведения  Портфолио являются:

2.6.1. Принцип непрерывности  (постоянное  систематичное и  последовательное  пополнение Портфолио);

2.6.2. Принцип диагностико-прогностической направленности  (отражение состояния  профессионального  роста, наличие  параметров  профессиональной  деятельности);

2.6.3.  Принцип интеракции  (обеспечение  эффективной обратной  связи  с  субъектами  образовательного  пространства);

2.6.4. Принцип научности  (обоснование  целесообразности  построения Портфолио  на  основе компетентностного,  деятельностного,  системного подходов);

2.6.5. Принцип индивидуально-дифференцированной  направленности  (оценку профессионализма  в  соответствии с  требованиями  результативности  воспитателя ДОУ).

 

Цель и задачи портфолио

3.1. Основная  цель портфолио — представить отчет о работе педагога по теме личностного роста, о характере его деятельности, проследить творческий и профессиональный рост воспитателя, способствовать формированию навыков рефлексии(самооценки)

3.2. Задачи портфолио:

-организовать работу педагогов по повышению личностного роста(самообразование)

— развивать рефлексию собственной деятельноти

— формировать потребность в психолого-педагогических знаниях

4.Структура и содержание портфолио педагога:

  1. Оглавление -Титульный лист
  2. Общие сведения
  3. Портрет
  4. Папка  подтверждающих  документов
  5. Папка  профессиональных  достижений

6.. Папка  достижений  воспитанников

  1. Папка  экспертных  оценок, отзывов,  рекомендаций
  2. Диагностика успешности педагога (оценка, самооценка педагога за 3 года)

 

Содержание  разделов

5.1. В разделе «Общие сведения» педагог включает следующую информацию:

  • Ф.И.О. (полностью). Год и дата рождения
  • Образование (полное наименование учебного заведения и год его окончания).
  • Полученная специальность, квалификация по диплому
  • Место работы (полное наименование образовательного учреждения)
  • Занимаемая должность и дата назначения на эту должность ·
  • Стаж педагогической работы ·
  • Стаж работы в занимаемой должности ·
  • Сведения о повышении квалификации за последние 5 лет (№, дата выдачи документа, продолжительность курсов, полное наименование ОУ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов)
  • Наличие квалификационной категории и дата ее присвоения (если нет категории, то указать разряд ЕТС)
  • Наличие ученой степени, звания
  • Наиболее значимые награды, почетные грамоты

5.2. В разделе «Портрет»  воспитатель  включает свой портрет   и творческое эссе  «Я  и  моя  профессия». В эссе  «Я  и  моя  профессия» воспитатель  в  свободной форме  может  отразить следующие  аспекты:  мотивы выбора  профессии,  представления о  качествах,  необходимых для  успешной  профессиональной  деятельности, этапы  профессионального  становления, личностные  и  профессиональные  интересы, перспективы  и  достижения, изложить  педагогическое  кредо, дать  самоанализ  профессиональной  компетентности,  обозначить темы  инновационной  и  экспериментальной  деятельности, отразить  творческие  достижения и  т.д.

5.3. «Папка  документов»  включают в себя документы, регламентирующие работу педагога

— Копии документов об образовании

— Копии документов, подтверждающих повышение квалификации, наличие ученых и почетных званий и степеней

— Копии документов о наиболее значимых правительственных наградах, грамоты,  благодарственные письма.

-Копии дипломов различных конкурсов, а также данная папка

-Копии сертификатов  об  участии в  конференциях,  круглых столах,  профессиональных  и  творческих  конкурсах,  прохождения  стажировок,  дипломы о  профессиональной  переподготовке  или  дополнительном  профессиональном  образовании, грамоты  за  успешную реализацию  профессионально-педагогический  или  общественной  деятельности. Материалы  этой  части  Портфолио  могут  достоверно  подтвердить уровень  профессионализма  и  компетентности  специалиста, а  также  уровень его  притязаний,  официальный статус.

 5.4.«Папка  профессиональных  достижений»  включает в  себя  следующие материалы:  планы  воспитательно-образовательной  работы с  детьми,  доклады, сообщения  на  методических и  педагогических  советах, публикации,  описание  опыта  работы,  иллюстрации и  самоанализ  развивающей среды,  конспекты  открытых занятий,  перечень  разработанных дидактических  и  методических пособий,  тексты  проектов разной  направленности,  системы конспекты  занятий  или  других  форм  организации  работы с  детьми,  самоотчет о  результатах  работы за  учебный  год,  видеозаписи  разных форм  работы  с  детьми,  родителями, коллегами,  результаты  анкетирования и  отзывы  родителей и  др. Материалы инновационной деятельности , кружковой деятельности  Данный материал  служит  в  качестве  иллюстраций и  подтверждения  профессиональных  достижений, позволяет  воспитателю  создавать личный  банк  разнообразных по  характеру  и  значимости  творческих и  методических  материалов. В  ходе  работы над  содержательным  наполнением этого  раздела  Портфолио, воспитатель  имеет  возможность совершенствования  ряда  педагогических  умений: аналитических,  прогностических,  рефлексивных, и  др.

5.5.«Папка  достижений  воспитанников»  включает сертификаты  об  участии воспитанников  в  различных конкурсах,  спортивных  мероприятиях, олимпиадах,  количественные  и  качественно  проработанные данные  диагностики  продвижения детей  в  системе образовательного  процесса,  продукты детского  творчества,  сертификаты участия  детей  и  педагога  в  проектах  разного уровня  и  направленности.  Материалы этого  раздела  Портфолио могут  опосредованно  свидетельствовать  о  качестве,  уровне, содержании  профессионально-педагогической  деятельности воспитателя,  служить  иллюстрацией его  профессионального  творчества, активности,  компетентности.

5.6.«Папка  экспертных  оценок» включает  в  себя  внешние  и  внутренние  отзывы, рецензии,  благодарственные  письма, официальные  отзывы  о  внедрении  авторских технологий,  патенты  и  т.п.  Данные документы  являются  разнообразными  и  объективными  формами оценки  результативности  деятельности педагога  и  могут  стимулировать  его  к  дальнейшему профессиональному  росту.

5.7. Самоанализ профессиональной педагогической деятельности.

Целью самоанализа является определение реально достигнутого им уровня педагогического мастерства, наличия профессионально необходимых педагогических способностей.

Самоанализ должен отражать две составляющие:

1) собственно самоанализ как комплексное осмысление опыта работы;

2) самообобщение – формулировка обобщающих, итоговых выводов по результатам сделанного анализа.

Требование к оформлению портфолио

6.1. Структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений.

6.2. Аккуратность и эстетичность оформления

6.3. Целостность и тематическая завершенность представленных материалов.

6.4. Наглядность и обоснованность презентации.

 

Перечень понятий, используемых при оформлении портфолио
Портфолио
– отобранная систематизированная информация, отражающая профессиональный рост и развитие педагога (руководителя), а также свидетельство эффективности его труда.

Самоанализ – анализ собственной деятельности как процесс осмысления профессионального педагогического (управленческого) опыта, выявления профессиональных затруднений и определения путей их устранения.

Инновационная деятельность – комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению педагогических новшеств (инновационная деятельность является одной из функций методической работы).

Педагогический опыт – целостная характеристика практики решения педагогических (управленческих) задач и проблем, в которой отражаются устойчивые закономерности, способы, условия и личностные предпосылки получения тех или иных результатов.