"Солнце в ладонях, ветер в груди! "Незнайка" шагает всегда впереди!"

Рекомендации для родителей старшей группы на тему: «О важности и пользе игр со словами».

  Как вы относитесь к тому, что дети весь день играют и не хотят

   с вами заниматься?

«    Тебе только играть!» — часто в сердцах говорим мы ребенку, забывая         или просто не думая о том, что Игра для ребенка – это жизнь. Через Игру он постегает мир и познает себя, развивает ловкость и фантазию, ум и смекалку. Ребенок просто не может не играть в силу своего природного любопытства и потребности в активном действии. Эти-то качества мы и должны использовать, если хотим чему-то обучить ребенка, целенаправленно используя его активность.

В чем же особенности игры со словами? Благодаря этим играм ребенок становится более внимателен к слову, а значит, и к своей речи; он начинает видеть слова как бы изнутри, а это путь к грамотному письму и фонетическому чутью; он учится видеть слово во взаимодействии с другими словами, постигает образность языка, его богатство, повышая тем самым культуру устной речи.

Всем родителям известно, как скучно бывает ребенку выполнять длительные утомительные упражнения. Да и результат далеко не всегда удовлетворителен. В игре же мы не подавляем детскую любознательность и в то же время направляем её в определённое русло, развивая таким образом интеллект и память ребенка.

Прикрепите надписи к соответствующим предметам в вашей квартире: стол, диван, пол и т.д. Покажите ребёнку вначале предмет и затем надпись.

Проведите по надписи карандашом или указкой, называя предмет: «диван», «окно», «шкаф» и т.д.

Контролируйте внимание ребенка — он должен наблюдать за движением Вашей указки. Пусть Вас не смущает, если он еще не знает букв.

Систематически, независимо от того, умеет ребенок читать или нет, указывайте на надпись и спрашивайте: «Что здесь написано?» Увидев предмет, ребенок сразу вспомнит слово. Метод, легший в основу данного упражнения, дополняет методику традиционного школьного обучения. Так, например, в школе обычно предлагается прочитать слово и понять, о каком предмете идёт речь. Такой подход грешит односторонностью. Преимущество же описываемого метода состоит в том, что у ребенка устанавливается прямая и обратная связь между словом и предметом (т.е. по слову он может вспомнить предмет и наоборот). Выполняйте упражнение систематически. Уже в недалёком будущем скажется его положительное воздействие на чтение и речь вашего ребенка.

Итак, в какие лингвистические игры можно играть с ребёнком? Вот некоторые из них:

  1. «Узнай слово»

Это игра для тех, кто ещё не умеет читать, но знает буквы и начинает знакомиться со словами.

Напишите крупно печатными строчными буквами на карточке несколько слов, обозначающих персонажей сюжетной игры (например, «папа», «мама», «Саша», «чашка», «тарелка», «диван», «пианино» и т.д.) или имена и персонажей любой сказки (например, «колобок», «заяц», «медведь», «волк», «лиса» и т.д.).

Перед ребёнком разложены карточки словами вверх, далее вы рассказываете, а ребенок показывает действия.

Например. Мама: «Папа пришёл домой».

Ребёнок берёт карточку, на которой написано «папа» и показывает соответствующие действия, положив карточку на слово «дом».

Мама: «Он очень устал и сел на диван отдохнуть».

Ребёнок кладёт карточку «папа» на карточку «диван».

Мама: «К нему подбежал Саша».

Ребёнок берёт карточку «Саша» и кладёт рядом. И т.д.

Также может разыгрываться любая сказка. Используя эту игру, ребёнок учится, ещё не умея читать, оперировать словами в виде образов. В дальнейшем это будет способствовать основанию навыков быстрого чтения.

  1. «Начни с той же буквы».

Известная игра, в которой несколько человек по очереди называют слова, начинающиеся с одной буквы, например, «М». Эта игра обогащает и пополняет словарный запас ребёнка. Сначала ребёнок может не понимать, чего от него хотят, в каждом слове постоянно повторяющуюся начальную букву. Затем ребёнок запоминает слова, обогащая свой словарный запас.

Например.

ПАПА: «макароны»,

МАМА: «мыло»,

ПАПА: «мясо»,

МАМА: «молоко», РЕБЁНОК: …(если ему трудно, подскажите и похвалите за повторение, и опять – ПАПА, МАМА, РЕБЁНОК…

  1. «Какой? Какая? Какие?»

Эта игра развивает образное мышление, способствует обогащению речи ребенка.

Вы называете существительное женского, среднего или мужского рода и по очереди с ребёнком подбираете к слову эпитеты. Если играют двое и более детей, они соревнуются между собой, а Вы выступаете в роли судьи.

Например: «трава».

Зелёная — мягкая — шелковистая — высокая — изумрудная — болотная — густая — скользкая — нежная — сухая и т.д. Побеждает тот, кто назвал последний эпитет.

  1. «Кто в окошке?».

Вырежьте окошко из цветной бумаги и, прикладывая его к разным слогам в таблице, читайте их вразброс.

  1. Игра «Четвёртый лишний ». 

Что лишнее?

  1. Береза, ель, клен, тополь. (Ель — хвойное дерево)
  2. Роза, гвоздика, ландыш, гладиолус. (Ландыш растет в лесу)
  3. Гнездо, муравейник, скворечник, нора.(Скворечник сделан человеком)

4) Крокодил, жираф, слон, олень, зебра. (Крокодил живет в воде и на суше)

6.Люди и животные.

Очень часто люди напоминают животных. И в своей речи мы сравниваем характер и поведение человека с на­шими меньшими братьями.

Дополните фразы

Глупый, как… (утка).

Хитрая, как.,, (лиса).

Надутый, как… (индюк).

Упрямый, как… (осел).

Грязный, как… (поросенок).

Небритый, как… (еж)

Пучеглазый, как… (лягушка).

Трещит, как… (сорока)

Воркуют, как… (голубки).

Порхает, как … (бабочка).